Главная » Статьи » История Алтайского района

Перевод колхозов в совхозы
Народная интерпретация. Щеглова Т.К.
 
В 1950-е гг. формой государственной поддержки аграрного сектора стал перевод маломощных колхозов (колхозно-кооперативная собственность) в совхозы (государственное финансирование). В отличие от колхозов, совхозы давали рядовому труженику материальную выгоду – гарантированную заработную плату взамен колхозных "палочек" за трудодни или натуральную продукцию. Для бывших колхозников это означало переход в материально обеспеченную группу с общегражданскими правами (денежная оплата труда, получение паспортов). Огосударствление колхозов – перевод нерентабельных или малорентабельных колхозов на государственное финансирование и превращение колхозника в рабочих совхозов – было продолжением политики превращения крестьянина в рабочего сельского производства, что углубляло раскрестьянивание. Материальное и финансовое положение совхозов было крепче, на их усадьбах за счет государственного финансирования проводилось благоустройство. Так, в Куячонке после создания совхоза бывшим колхозникам стали предоставлять жилье: "Сначала жили по 3-4 семьи в доме. А потом, в 50-е годы, стали строить дома, и нам один дом построили. Только и жить бы. Это власть все сделала - разогнали все деревни. Люди так бы и жили". Многие колхозники старались переехать из колхозов в совхозы: "Уехали из Куягана в Куячонок, потому что в Куягане колхоз был, жили плохо. А в Куячонке совхоз был, деньги давали и хлеб пекли, пекарня была, а у нас денег не было" (Гурашкины А. Д. и М. И., 1927, 1930 г. р., с. Куячонок. с. Куяча, Алтайский район). П. Н. Гурова (Зональный район) так характеризует обозначившееся в крестьянской среде стремление переехать из колхозов в совхозы: "Мои родители из Буланихи сюда приехали (пос. Восход). Потому что здесь совхоз, отделение образовалось и здесь совхоз. А там колхоз. И вот сюда в совхоз родители приехали. А дома побросали. А здесь землянку на горочке выкопали. Там (в колхозе) все как-то отбирали. А здесь деньги. И вроде совхоз как деньги давал. За деньгами побежали сюда...". Фактически процесс реорганизации колхозов в совхозы явился первым шагом к политике ликвидации малых сел, послуживший причиной гибели сотен населенных пунктов Алтайского края. Нерентабельные совхозы не могли сами решить свои культурные, бытовые, технические проблемы, государство же выделяло мало финансовых средств, экономя на содержании малых сел. Такая политика завершилась очередной кампанией – ликвидацией неперспективных сел, сселением жителей малых сел на центральные усадьбы. Только в Алтайском районе были ликвидированы Большая Заимка, Куячонок, Маркитантка, Надеждинка, Теплое, Светлое, Лежаново, Верх-Каянча, Нижняя Устюба, Тавдушка, Тавда, Бирюкса, Луговской, Верх-Устюба, Мещанка, Прямая Сосновка, Верх-Баранча, Прожектор и др. Большинство из них прошли традиционный путь: колхоз – совхоз (его ферма) – неперспективное село. Их сначала огосударствили, а потом сократили. Этот путь прошла, например, Дресвянка Алтайского района, где, по словам очевидцев, был колхоз "Стахановец", имели дойный гурт, держали молодняк, были кони, плуги (на лошадях пахали и боронили). Так старики жили до 1949 г. Хлеб сеяли. Хлеб сдавали в Куяган и молоко в Куяган – на сырзавод... В колхозе были трудодни до 1957 г. Пока мы не перешли на совхозную жизнь. В 1957 г. объединили "Стаханов" (Дресвянка), "Победа" и "Киров" (Куяган). Из них стал единый совхоз. До 1965 г. школа Дресвянки прикрылась. У меня тоже были дети, и я поехал в Куяган... Вся причина в объединении. Стали объединять - в Куягане радио, свет. В Дресвянке не было. Если бы не объединяли, то они бы выжили, расстроились бы" [Красилов Н. А. 1932 г. р., Дресвянка, Куяган]. В предгорной и горной зоне Алтайского района за счет ликвидации малых сел сократились производительные угодья: заброшены небольшие горные пашни на склонах гор (мощная техника непригодна для их обработки), вытоптаны сенокосы, пашни, огороды и усадьбы на месте и вблизи исчезнувших сел. Так, на месте с. Лежаново Алтайского района сделали пригон, угоняли на лето колхозный дойный гурт, сейчас держат молодняк. В Дресвянке при единоличном хозяйстве "главное богатство - скот. А для хлеба земли мало. Все ложки на лошадях пахали. А сейчас на этих отлогих местах на горах, солнцепеке, на технике не пропашешь. Сейчас на них овец пасут. У отца при единоличной жизни была лошадь. Вдвоем сбрасывались и пахали на пригорках. А кто раньше жил, у тех по логам пашня, кто позже - уж что останется". Поэтому особенно ценили в горах пригодные для хлебопашества земли, например в Филелеевом Логу: "Были ужасные поля. Там обширность большая (наше Маралье уже мне меньше нравилось). Поля большие. Какое раздолье!" В повторяющихся формах человеческих взаимодействий реализации политики ликвидации неперспективных сел выглядела следующим образом: в Алтайском районе "В 1948 г. слились 5 колхозов: "Красная пашня" (Верх-Каменка), Буденный (Сорокине), "Новый путь" (Лежаново), "Красная заря" (Филелеев Лог). А потом слили нас в 1953 г. с "Мичуриным", а потом с Пролетарской сливали, а потом разлили" (Агапов Д. Н.). В ходе слияния начался процесс миграции крестьян. В Маральем "в 1953 г. с верхнего края уже уехали Киселевы, Свиридовы, Батурины, Сидоровы, Зиновьевы, Казазаевы. А где-то в 1959-1960-х годах село вообще начало рушиться. Кто уехал в Кыркылу, кто – в Сарасу. Всё там закрыли. Школу закрыли. У всех дети, внуки - учить надо. Сначала слили и две Сосновки (прямую и Косую), а потом с Маральим, потом с Сарасой, Белым. Досливали - что все разъехались. Началось все разваливаться. И поехали..." [Курочкина В. И., 1929 г. р., с. Алтайское]. Государственная политика ликвидации неперспективных сел не предусматривала финансирование и организацию переселений из неперспективных сел на центральные усадьбы. Переселенцы обычно вспоминают: "Нас никто не заставлял. Сами поехали". Толчком к массовой миграции из села являлось закрытие школы, магазина, ликвидация производственной базы (ферм, технического парка, конюшни и т. д.). Таким образом, создавались условия, при которых не было перспективы для жизни, работы, учебы: "Мы уехали из "Прожектора" где-то в 1960-е годы из-за школы. Школы не было. Потом все уехали из-за школы. Учителей не было, возить совхоз не хотел. Последние уехали в 1968 г...." В Дресвянке "в 1957 колхоз на совхоз перешел. Лет через 5 школу закрыли. А куда ребенка водить? Народ поехал. Также поселок под одно ликвидировали. И Дресвянку, Осиновку, Сосновку, Сумной..." Жителям Сосновки объявили, "что невыгодно держать эти села", к жителям с. Маралье "начальники приехали из бригад и сказали, что нас соединили с Сарасой, раньше там люди жили. Старики не шевелились до самой смертоньки". Видимо, вся предыдущая жизнь крестьян, жестокие методы раскулачивания, суровая дисциплина в военные годы, использование централизованной и карательной системы государства выработали у крестьян чувство беспрекословного подчинения. В период ликвидации неперспективных сел крестьяне фактически не оказывали сопротивления: "Нам говорили, что будет лучше – вы будете в агрогородке жить, у вас будет все. Агрогородки – это была хрущевская политика. Дети в школу будут ходить. Лозунг дали, и пошло объединение. И все эти мелкие поселки, села объединяли и укрупняли". Многие старожилы с тоской говорят о своих селах, о его окрестностях, о желании возрождения и возвращения в родные места: "Политика такая. У меня тетя жила до последу так (с. Лежаново), долго не хотела уезжать, такая усадьба хорошая, а что сделаешь – ни магазина нет, ничего. Последняя (Аксинья Ивановна Зиновьева) уезжала оттуда. Приехала с Украины и прожила на этом месте, детей родила. Потом пришлось бросить, и все уезжали так. Я не знаю, с радостью-то кто уезжал?! А ведь только построить, и не надо трогать". Вместе с тем проверенные десятилетиями сельхозугодья, оплодотворенные трудом крестьян и пригодные по своим качествам, климатическим и почвенным условиям поля, пашни, сенокосы до сих пор используются современными хозяйствами.
Так, в наши дни из с. Алтайское за 18 км ежедневно возят доярок на место с. Лежаново. Показателен пример исчезнувшей Надеждинки, где условия более благоприятны для хлебопашества: меньше гор, камней, невысокие холмы. Надеждинка давала основные хлеба Пролетарке, а затем Сарасе. Основной причиной записи Надеждинки в неперспективные села было отсутствие хорошей дороги, невозможность добраться до нее. Село было разогнано, а когда его уже не стало, была сделана гравийная дорога, и в летнее время каждый день возят из Сарасы за 30 км 1-ю и 2-ю бригады, а при вывозе хлеба половину теряют по дороге. То же произошло с Сосновкой: "Объявили, что невыгодно держать село. Когда все разъехались, тогда дорогу сделали, людей возили работать. И сейчас скот стоит" [Грец И.П. Сосновка, Алтайское].
 
Источник
Щеглова Т.К. Алтайская деревня в 1950-1970 гг.: устная история безгласного большинства // История Алтайского края. XVIII-XX вв. Науч. и документ. материалы / Редкол. Т.К. Щеглова (отв. ред.), А. В. Контев.- Барнаул, 2004.- С. 387-416.
 http://myaltai.ru/history/h011.shtml
Категория: История Алтайского района | Добавил: Tradiciy (31.05.2012)
Просмотров: 1913 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: