Главная » Статьи » История Алтайского района

МЕЧТА О БЕЛОВОДЬЕ
МЕЧТА О БЕЛОВОДЬЕ
Путь странников на Алтай оказался весьма нелегок и сложен. От Соловецкого монастыря пришел в д. Малый Бащелак Никифор |Петров. В д. Сетовке проживал выходец из Пермской губернии Константин Долгих. Две пустынницы, Платонида и Фелисата, родились в Приуралье, но дорога каждой из них на Алтай стала особой и долгой. Платонида еще в молодости отправилась пешком в Киев, к святым местам, оттуда зашла в Стародубье, где стала монахиней в Николаевском старообрядческом монастыре. Затем приехала на Алтай в д Ай. Фелисата из Пермской губернии ушла "в пустыню" возле Нижнего Тагила, там же постриглась в монахини, потом уехала на Алтай поселилась в Уймоне. Обе женщины занимались рукоделием, учили крестьянских детей грамоте, богомолиям. Две другие скитницы был пойманы возле Уймона. Одна из них, вырвавшись из-под стражи бросилась в р. Бию и утонула. Другая же не только не хотела дать перед судом ответа, но, оборотившись к судьям спиной, обругивала их, называя посланниками ада, предшественниками антихриста.
В скитах по берегам Катуни и по горам "спасалось" немало раскольников, получавших пропитание от жителей Уймона и других деревень. Скитник Дементий Орлов - пустынник из Соликамска, проповедовал о скором наступлении второго пришествия и о необходимости спасения души в "пустыне". Вместе с ним на Алтай пришли три скитницы, остановились в д. Тургусунской Бухтарминской волости. Оттуда крестьяне переправили их в Верхний Уймон для богослужений и для чтения книг. По мнению крестьян, Орлов оказался "великий грамотей, знающий силу Священного писания". Он и скитницы были поселены в лесной избушке в 25 верстах от Верх-Уймона.
Приведенные примеры показывают, что Южная Сибирь в XIX в. стала еще более притягательным местом, куда устремлялись староверы различных толков. Местное население, также в большинстве староверы, охотно их принимало и кормило. Начальник Колывано-Воскресенских заводов в своем рапорте в Петербург сообщил: "Жители знают дороги по ущельям, по вершинам гор, где другим нельзя пройти без провожатых. Казаки Колыванской линии также знакомы с этими путями. Но они сами преклонны к старообрядчеству и не принимают должных мер". Поэтому сыскные отряды могли обнаружить далеко не всех беглых и искателей Беловодья. В эту страну звали "маршруты" странников.
Сохранилось менее десятка записей "маршрутов" странников. Их постепенно обнаруживали в документах архивов. Первый был опубликован писателем П.И. Мельниковым-Печерским в 1901 г., последний из найденных - историком С.И. Лукичевым в 1980 г. Первый текст оказался и более пространным.
"Маршрут, сиречь путешественник. От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, на Каменогорск, на Выбернум деревню, на Избенек, вверх по реке Катунь на Красноярск, на деревню Устьюбу, во оной спросить страноприимца Петра Кириллова. Около их пещер множество тайных, и мало подале от них снеговые горы распространяются на 300 верст, и снег никогда на оных горах не тает. За оными горами деревня Умьменска, и в ней часовня, инок МЕ. От них есть проход Китайским государством, 44 дня ходу через Губань, потом в Опоньское государство. Там жители имеют пребывание в пределах океяна-моря, называемое Беловодье. Там жители на островах семидесяти, некоторые из них и на 500 верстах расстоянием, а малых островов исчислить невозможно. О тамошнем же пребывании оного народу христоподражателям древнего благочестия святые соборные и апостольские церкви. Со истиною заверяю, понеже я сам там был, со двемя иноками, грешный и недостойный старец Марко. В восточных странах с великим нашим любопытством и старанием искали древнего благочестия православного священства, которое весьма нужно ко спасению, с помощью Божиею и обрели асирского языка 179 церквей, имеют патриарха православного, антиохийского доставления, и четыре митрополита. А российских до сорока церквей тоже имеют митрополита и епископов. От гонения римских еретиков много народу отправилось кораблями Ледовитым морем и сухопутным путем. Бог наполняет сие место. В том месте приходящих из России принимают первым чином: крестят совершенно в три погружения, желающих там пребыть до скончания жизни. Бывшие со мною два инока согласились вечно остаться: приняли святое крещение... В тамошних местах татьбы и воровства и прочих противных закону не бывает. Светского суда не имеется, управляют народы и всех людей духовные власти. Там древа равные с высочайшими древами. Во время зимы морозы бывают необычайные с разсединами земными. И громы с землетрясением немалым бывают. И всякие земные плоды бывают, родится виноград и сорочинское пшено... А оные опонцы в землю свою никого не пущают и войны ни с кем не имеют: отдаленная их страна. В Китае есть град удивительный, яко подобного ему во всей подсолнечной не обретается. Первая у них столица Кабан"
Тексты разных списков неодинаковы. Вот образец послания инока Михаила: "Милостивые государи и вси еже во Христе любимии братие! На Беловодье надобно ехать до г. Бийска и по Смоленской волости до деревни Устюбы. Тут есть страноприимец Петр Мошаров, и он путь покажет через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, и в ней инок схимник Иосиф содержит обитель. Тут есть место, где скрыться от антихристовой руки, есть и люди тут, которые проведут дальше. А проход весьма труден. И там нужно идти неверными.
Так, в 1842 г. потребовал рассмотрения дела обер-прокурор Синода, в руки которого было передано "пригласительное послание" инока Михаила. Высшей власти российского духовенства почудилось массовое уклонение от церковного православия "находящиеся в разных местах Сибири часовни неизвестных обителей и проживающие там иноки". Выехавший для следствия чиновник не нашел инока Михаила. Он побывал во всех упомянутых в "путешественнике" деревнях: Усть-Убе, Уймоне, Касичах, Тавде. Отметил, что все деревни населены раскольниками, расположены на берегу Катуни с правой стороны, а по левому берегу в густых лесах удобно скрываться беглым .
Сравнение между собой всех известных списков "маршрутов" наводит на мысль о том, что создавались они в разных местах, откуда и вели на Алтай.
Следственные дела сообщают, что в 1805 г. бежали за границу. Галактион Шишин с матерью. В 1809 г. оттуда были возвращены Михаил Иванов с товарищами. В 1810 г. судили "поселыцика" Семена Катанаева, пойманного за рубежом.

Мой прадед Алексей Прокопьевич Исаков упоминается впервые в метрических книгах д.УстьУба, очень интересная информация из истории села..

Информация взята из статьи В.А. Липинской "Старожилы и переселенцы".
Категория: История Алтайского района | Добавил: Tradiciy (18.11.2010)
Просмотров: 1030 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: