Главная » Статьи » История Алтайского района

Исследователи Алтая XIX века
Об Алтайском районе
 
Сегодня не каждый район Алтайского края может похвастать повышенным вниманием туристов. А как было раньше, в прошлые века? Была ли интересна путешественникам того времени природа нашего района, привлекала ли она их? Интересовались ли исследователи недрами и богатствами района, не обходили ли они его стороной? Действительно, положение села в предгорьях Алтая на старой дороге Чуйского торгового пути приводило сюда и купеческие караваны, и многих путешественников - исследователей Алтая и Центральной Азии. Описание с. Алтайского, а также других сел Алтайской волости можно найти в путевых заметках В.И. Верещагина, Г.Н. Потанина, Николая Рериха, В.Я. Шишкова, Н.М. Ядринцева, Чихачева П. и других ученых старого времени. Отчеты об экспедициях публиковались в научных сборниках и журналах, недоступных широкому кругу читателей. Поэтому публикуем выдержки из их работ с описанием сел Алтайской волости ХIХ - начала XX веков. Отчеты об экспедициях
Верещагин В.И. - От Барнаула до Монголии. Потанин Г.Н. - От Кош-Агача до Бийска. Шишков В.Я.- По Чуйскому тракту. Чихачев П. - Восточный Алтай. Ядринцев Н.М. - Поездка в Горный Алтайский округ. Рерих на Алтае - Из семейного дневника. Маршрут Рериха - Центрально-Азиатская экспедиция 23-28 гг. Торговый путь
 
От Барнаула до Монголии
Июнь 1907 года. Верещагин В.И.
 
Верещагин Виктор Иванович (1871-1956) Исследователь Алтая, преподаватель естествознания Барнаульского реального училища, создатель ботанического отдела Барнаульского естественно-исторического музея. В июне 1907 года побывал в Алтайском. 9 июня рано утром мы были в Бийске... Не останавливаясь в Бийске, мы прямо с парохода направились в Алтай. Переправившись в городе через широкую, быструю Бию на пароме, оставляем за собой заречную часть Бийска (Амур) и едем сначала вдоль левого берега Бии. Но вскоре дорога сворачивает на сыроватые низкие луга, раскинувшиеся между Бией и Катунью и пестреющие желтыми колокольчиками лилии... С берега Катуни, у перевоза против села Катунского, хорошо видна гора Бабырган, наиболее высокая вершина предгорий Алтая. К западу от него потянулись невысокие хребты со склонами, покрытыми лесом. Переправившись через Катунь на пароме, мы прибыли в большое село Катунское, расположенное вдоль левого берега Катуни. Большая рыбная река, обширные заливные луга, прекрасные пашни, близость города вполне обеспечивают жителей. Об их зажиточности говорит и вид села с хорошими, иногда даже щеголеватыми постройками. Из Катунского в с. Алтайское, расположенное уже в предгорьях, ведут два пути: прямая проселочная дорога степью (верст 50) и земский тракт через Смоленское и Старую Белокуриху. Второй более длинный путь представляет интерес для туриста в том отношении, что в 9 верстах от Старой Белокурихи расположены теплые минеральные ключи на речке Большой Белокурихе, как раз там, где оканчивается степь и начинаются предгорья Алтая. Но этот алтайский курорт крайне неблагоустроен и даже лишен хорошей питьевой воды. Я избрал кратчайший путь. Дорога идет по слегка волнистой степи. Лесу нет. Лишь там и сям маячат небольшие рощицы осины и березы. Это пасеки, вообще многочисленные в здешнем краю. Следует отметить, что алтайскому пчеловодству, по-видимому, предстоит большая будущность. Алтайским медом начинают интересоваться пчеловоды Европейской России. На пароходе я встретил киевского пчеловода, который изучал пчеловодное дело на Алтае и рассказывал, что в Киеве специалисты признали высокие качества алтайского меда и что возникла мысль об устройстве южнорусскими пчеловодами пасек на Алтае. Причем предполагается поставить это дело на широкую ногу. Солнце припекает все сильнее и сильнее. Над застывшей в истоме знойного дня степью несутся звонкие трели жаворонка. Над полями реют белые луни, высматривающие грызунов. Последние здесь многочисленны: мыши, полевки, цокоры, суслики или, по-здешнему, ямуранки. По склонам холмов разбросаны четырехугольники посевов. На зеленеющих пашнях пестрыми пятнами виднеются крестьянки, полющие хлеб. Без этого здесь нельзя. Иначе буйный рост сорных трав на здешнем тучном черноземе заглушит посевы. Почва так плодородна, что удобрение излишне. Благодаря близости гор засухи сравнительно редки. Урожаи замечательно хороши. Но лесу вплоть до Алтайского нет... Перед самым Алтайским небольшой подъем. С горы открывается вид на громадное с. Алтайское, раскинувшееся на 5 верст по длине р. Каменки. Это богатое село является значительным хлебным центром, обслуживающим Горный Алтай. Долина замкнута довольно высокими горами. В прогалинах между ними синеют еще более высокие хребты. Дорога сейчас же за селом пересекает р. Каменку. Летом это ничтожная речонка, но весной во время таяния снегов она сильно бушует, что видно по массе нанесенных ею камней. Вскоре за Алтайским у самой дороги выступают скалы с глянцевидными кожистыми листьями бадана и маральника, заменяющим здесь алтайскую розу... Дорога скоро приводит в долину р. Сарасы, принадлежащую к числу наиболее теплых долин Алтая. Здесь в деревне Сарасе (в 7 верстах от Алтайского) прекрасно растут яблони. Но они не привиты и приносят кислые и почти несъедобные плоды. Склоны покрыты отличными сочными лугами. Весной этим склонам особую привлекательность придают крупные ярко-пунцовые цветы алтайского пиона или марьиных кореньев. Но лес на склонах долины весь истреблен, и только уныло торчащие пни говорят о том, что еще недавно здесь росли громадные лиственницы в несколько обхватов толщиной. Невольно возникает опасение, останется ли что-нибудь от лесных богатств Алтая к тому времени, когда русский человек научится, наконец, относиться бережно к дарам природы?..
 
От Кош-Агача до Бийска Декабрь 1877 года. Потанин Г.Н.
 
 Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) географ, этнограф, известный сибирский публицист и общественный деятель. Проезжал Алтайское в декабре 1877 года, возвращаясь из двухлетней экспедиции по северо-западной Монголии. «В течении ночи мы доехали до деревни Сарасы, где наняли крестьян довезти нас на протяжных прямо до Бийска. Деревни и села, расположенные по рекам Семе и Каменке, мы видели только из саней , выходя в редких из них, чтобы напиться чаю. Таким образом и большое Алтайское село мы видели только с дороги. Крестьяне здесь живут зажиточно; здешние избы и вообще образ жизни скорее напоминают город, чем великорусскую деревню. Баб в сарафанах нет, за исключением раскольничьих деревень; женщины ходят в платьях. Снаружи избы представляются пятистенками, иногда обшитых тесом, и всегда стоят внутри городьбы. Это последнее, кажется особенность Алтая. Внутри избы: русская битая печь, окрашенная в ярко-белый цвет; ее подпечник, косяки и все брусья, а так же дверные и оконные косяки и самые двери размалеваны разными красками; иногда фантазия маляра изобразит на двери целое дерево в банке, усеянное крупными розанами. Всегда ситцевый полог с оборкой скрывает кровать с постелью, зеркало с белым рукотерником с тамбурными кружевами на концах, самотканое шерстяное одеяло, столы, покрытые скатертями, тоже собственного тканья, софы, стулья, гардинки на окнах и иногда ситцевые драпри, отделяющие куть от остальной избы. На окнах часто горшки с цветами. Только иконы мало изящны; особенно любимый священный мотив – Спаситель на площанице – картина аршинного размера, всегда поражающая своей аляповатостью… Как 20 лет назад, так и теперь все еще стены крестьянской избы украшаются лубочными картинками, портретами генералов или иллюстрациями к легенде о злой жене или к некрасовской «Тройке». Хотя сибирский крестьянин и любит роскошь, но грамотность является в деревне только как последний предмет роскоши».
 
По Чуйскому тракту Шишков В.Я.
 
Шишков Вячеслав Яковлевич (1873-1945) писатель, инженер-исследователь трассы Чуйского тракта. ([1] С. 29) «…Алтайское – большое торговое село. Больше 5 тысяч жителей. Каменные торговые помещения. По главной улице на некоторых домах и лачугах самодельные вывески: здесь пимокат живет, тут слесарь, там сапожник. Народ рослый, краснощекий, широкий в кости. От Алтайского к Черге дорога все время идет в узкой долине. Горы со всех сторон встали. Издали кажется что нет пути вперед, что ямщик с дороги сбился, не туда несут кони. Кругом горы. Куда ж пойдет дорога. Она нырнула вниз и стелется по дну долины возле самой речки. Речка играет, весной воды много, быстро струится навстречу нам. …Горы вы, горы Алтайские! Кто разукрасил вас цветами и травами в ваш медовый весенний месяц май! Зеленые, зеленые крутые горы. Скалы выступают, шершавые. Одна, другая терраса перед горами. А в ущельях, среди зеленых кустов, разбросаны розовые букеты маральника. Вот они окружили, как школьники любимую учительницу, как дети мать, только зазеленевшую молодую лиственницу; там унизали подножие скатившегося с кручи обломка скалы; там розовой дорожкой стегнули к самому верху сопки. А бордюры желтой акации, а бутоны огоньков, синие ирисы, марьины коренья? В кустах боярки и акации, среди зарослей тальника и черемухи, что кудрявой стеной встали по берегам речек, звоном звенит птичья многоголосая песня. И откуда их столько набралось, этих порхающих цветов Алтая. А на полях, в густых горных травах, ютиться в множестве прелестный голосистый жаворонок».
 
Восточный Алтай 1842 год. Чихачев П.А.
 
Чихачев Петр Александрович (1808-1890) Географ-путешественник, исследователь Алтая, автор труда «Путешествие в Восточный Алтай». В 1842 г. маршрут экспедиции прошел через с. Алтайское [1, с. 27]. «Мы сменили лошадей в Красноярске*, это еще совершенно русская деревня, ничего там не напоминает Азию. Но уже на горизонте начинают смугло вырисовываться серебристые вершины Алтая. Речка извивается среди прекрасных лугов, причем по мере приближения к деревне местность становиться все живописнее, напоминая альпийские пляжи. Наконец мы прибыли в Алтайскую волость (называемую также Верхне-каменкой), где оставили экипажи, чтобы продолжать путь верхом. По пути в Верхнекаменку мне прямо не терпелось поскорее достигнуть этого пункта, так как только отсюда начиналось настоящее «алтайское странствование». Пока я ехал в экипаже по почтовому тракту, правда глухому, я еще не мог полностью ощутить того, что вступил на девственную землю и нахожусь в пределах Азии».
 
Поездка по Западной Сибири И в Горный Алтайский округ. 1878 год. Ядринцев Н.М.
 
Ядринцев Николай Михайлович (1842-1894) писатель, общественный деятель, исследователь Сибири. Летом 1878 г. совершил поездку в Горный Алтай, в том числе села Алтайской волости. От Аи мы проехали через деревню Каянчу в селение Алтайское. Если правая сторона Катуни пустынна, дика и покрыта лесами, то левый берег представляется более заселенным. Алтайская волость одна из богатейших. Село Алтайское тянется на четыре версты. Это большое торговое село... Занятие жителей - земледелие, пчеловодство, скотоводство, ореховый и звериный промысел в горах. Из хлебов здесь вызревают пшеница русская, рожь, ярица, овес, ячмень, просо и конопля. Урожаи в этой местности замечательные: снимается пшеницы от 120 до 150 пудов с десятины, но бывало, когда снимали до 10 овинов, т. е. до 250 пудов. Пчел имеют некоторые до 800 и 1000 ульев, ...число лошадей доходит до 100 и более на хозяина. Хлеб, преимущественно ячмень, расходится между калмыками: калмыки его поджаривают, толкут и пьют с кирпичным чаем. Скотом Алтайская волость торгует с Енисейской губернией, в ней закупается от 500-600 голов одним покупщиком. Коровье масло идет на Смоленскую ярмарку. Орехов волость приобретает до 1000 пудов... В селе Алтайском мы также нашли зарождающуюся промышленность по выделке кож, а именно здесь выделывается маралина, буйнина и яман. Буйнину (шкуру косули) делают белую, черную и дымленую. Шаровары из такой замши стоят 3-4 рубля, рукавицы - от 50 до 70 копеек. Этот род кустарной промышленности мог бы развиться на Алтае. Белка стоит в Алтайском селе от 10 до 15 коп. штука; шкура ямуранки - по грошу и по 1 коп.; колонок от 50 до 70 коп; маралья шкура - от 5 рублей. Породы рыб, добываемых в Катуни, - нельма, таймень, хариус, язь, ускуч. Ловятся неводами и саками. Алтайская волость расположена на 19200 кв. верстах. В волости нынче считается 13632 жителя, 32 деревни, православных церквей 4 и 1 единоверческая, кабаков 1, складов 2. Зато нет ни одной школы. Всего в волости засеяно было хлеба 23677 четвертей, снято 61369; мельниц в волости 88 водяных и 1 - колесная; обработка десятины обходится в 13 руб., чистый доход - от 5 до 8 руб. Лошадей в волости 22700, рогатого скота 24341, овец 19400, свиней 5333. Пчеловодство к 1 января 1878 г. равнялось 44200 ульям. В волости в настоящее время 167 семей переселенцев, еще не перечислившихся. Переселенцы, которые устраиваются в Алтайской волости, из губерний Самарской, Тамбовской, Воронежской. Симбирской, Тобольской, Пермской, Вологодской, Харьковской (хохлы), Оренбургской и Уфимской. По отзывам это население весьма трудолюбивое. Многие применяют здесь лучшие способы хозяйства. Новоселы ввели молотилку. Хлеб местные крестьяне жали, переселенцы научились его косить. Они устраивают маслобойни, и некоторые привозят с собой лучшие породы скота и птицы... Значительная доля благосостояния алтайских жителей обуславливается богатою природою края... Переваливая из долины в долину, видя характер этих долин, эти бесконечные луга, сочные травы, огромное обилие лесов, начинаешь понимать, что каждая из этих долин может поместить маленькое европейское государство. Здесь могут существовать сотни сел и деревень, а обширные города могут уместиться на каждом из плато, выдвигаемых террасами гор. Недаром стремительным потоком течет сюда колонизация, ко всем этим долинам от Ануя до Катуни. * * *
- В предгорьях Алтая: Очерки истории и культуры.– Барнаул-Алтайское, 1998.– 392с.:ил.- C.15. - За изобилие.- 2003.- 23 августа.
 
 Рерих на Алтае
Из семейного дневника летней экспедиции на Алтай 1926 года В центрально-азиатской экспедиции (1925-1928) Николая Рериха участвовали Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих, лама-Геген, а также двое американских сотрудников рериховских учреждений [1, с. 30]. «В Красный Яр добрались поздно, не могли найти приюта на ночь, и пришлось ехать дальше до села Алтайское, где был барак, полный людей. Н.К. и Морису пришлось просидеть полночи облокотясь на стол, а другие, Юрий, Е.Н. и я, сидели в бричках. На следующее утро, проблуждав несколько часов в поисках пути, мы двинулись по совершенно ужасной дороге, сплошные камни, к Баранче, делая за несколько часов десять верст. Во время езды по этой дороге Морис выпал из брички, но, к счастью, не пострадал. Тогда мы достали двух лошадей и Морис и Юрий поехали верхом. В Баранче мы остановились в доме Бочкарева, бывшего строевого солдата, очень способного молодого человека, который заведует кооперативом и налаживает издание местной газеты. Нас посетило несколько «кержаков». Е.И. и я спали в одной комнате, мужики в другой на столах. Рано утром выехали в Тоурак, где остановились на обед в доме молодой незамужней женщины, учительницы, которая была очень приветлива, но выглядела довольно печальной. Тронулись дальше сразу после полудня, тотчас же попали под проливной дождь, такой сильный, что пришлось на час остановиться в небольшой избе, а затем двинулись дальше». * * *
- В предгорьях Алтая: Очерки истории и культуры .– Барнаул-Алтайское, 1998 .– 392 с.: ил.
 
Маршрут Рериха

Маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха 23-28 гг. Карта маршрута 6 марта 1925 г. экспедиция отправилась поездом из Дарджилинга и прибыла 8 марта в пограничный город Равалпинди, на следующий день автотранспортом двинулась в путь в Сринагар, столицу Кашмира. Эта последняя стоянка, где можно было закончить все приготовления перед дальнейшим путешествием. 15 апреля экспедиция направилась в Гульмарг, где провела май, июнь и июль. Далее путь лежал в страну Будды - Ладакх в её столицу - Лех, куда с караваном отправились 9 августа. В Лехе экспедиция находилась с 26 августа по 19 сентября 1925 г. Из Леха путь лежал в сторону Хотана. 30 сентября экспедиция подошла к знаменитому перевалу Каракорум (5575 м) и преодолела самую высокую дорогу мира, перейдя границу Китая. 14 октября 1925 г. караван прибыл в Хотан. Здесь китайские власти произвели обыск, конфисковали оружие и задержали экспедицию на 3 месяца. 28 января 1926 г. караван тронулся в путь в старую столицу Синьцзяна, в Кашгар, прибыв туда 12 февраля. 26 февраля выезд из Кашгара. 16 марта - прибытие в Кучу - столицу некогда жившего здесь народа тохар. 27 марта экспедиция прибыла в Карашар, где местные власти запретили осмотреть буддийские храмы и обрекли экспедицию идти 12 дней по жаркой каменистой пустыне, вместо короткой дороги в 4 дня через Тянь-Шань. 11 апреля караван прибыл в столицу Синьцэяна - Урумчи. Здесь экспедиция пробыла до 16 мая и отбыла через Джунгарию и горный район Тарбагатай к озеру Зайсан. 28 мая 1926 г. члены экспедиции Н.К.Рериха пересекли границу Советского Союза на пограничном пункте Куэеюнь и 1 июня на пароходе отправились от озера Зайсан по Иртышу в Омск с пересадкой в Семипалатинске (4 июня). 8 июня экспедиция прибыла в Омск, 10 июня поездом отбыла в Москву. 22 июля поездом из Москвы Рерихи направились в Новониколаевск (Новосибирск), куда прибыли 26 июля. На следующий день они пароходом по Оби отбыли в Барнаул, где 28 июля сделали остановку; 29 июля члены экспедиции отправились далее пароходом до Бийска, откуда 1 августа выехали верхом и на повозках в Уймонскую долину. 19 августа экспедиция отправилась в обратный путь. 24 августа члены экспедиции дошли до Бийска, сели на пароход и вечером 26 августа прибыли в Барнаул. Сразу же они отправились по Оби в Новониколаевск, куда и прибыли вечером 27 августа. 4 сентября Елена Ивановна и Николай Константинович выехали поездом в Верхнеудинск (Улан-Удэ), куда ранее, 28 августа, отправился их сын Юрий Николаевич. Там они три дня занимались подготовкой экспедиции в Монголию. 9 сентября выехали из Верхнеудинска в столицу Монголии - Ургу (ныне Улан-Батор). 13 апреля 1927 г. экспедиция на автомобилях выехала из Урги на юг, к монастырю Юм-бейсе. Здесь провели несколько дней в подготовке к поездке через юго-западную Гоби. 30 апреля экспедиционный караван отправился через Гоби к Аньси в область высокогорных равнин, где экспедиция делает остановку. 19 августа выступили через соляную пустыню Цайдам на Тибет. 6 октября 1927 г. на пограничной заставе Тибета экспедицию задерживают на 2 дня, превратившиеся в 5-месячное стояние на Тибетском плато Чантанг (4600 м), при ураганных вихрях и температуре, достигавшей -60°С. апрещено говорить с проходящими караванами и покупать продукты у населения. 4 марта 1928 г. экспедиция получила возможность продолжать путь по области Великих Озер, двигаясь в западном направлении в течение 50 дней. 18 мая 1928 г. экспедиция пересекла границу между Тибетом и Индией и направилась к Дарджилингу, где 26 мая была официально распущена. Торговый путь
Исследователи Алтая XIX века Из Смоленского тракт направляется холмистой местностью к Старой Белокурихе. К югу от нее верстах в 10 находятся около д. Новой Белокурихи известные на Алтае минеральные источники. Белокурихинские источники лежат в узкой, ограниченной крутыми и совершенно безлесными горами долине. Главный источник представляет собой колодезь с водой в два аршина глубины, из которого посредством насоса по желобам вода проводится в два бревенчатых здания, где и наполняет ванны. Кроме главного источника по берегам р. Большой Белокурихи, на которой расположена деревня, есть еще несколько ключей с теплой водой. Вода – прозрачная, мягкая и, несмотря на слабый сероводородный запах, приятна на вкус; температура ее доходит до 32° Цельция. Из минеральных примесей в ней содержатся сода, глауберова соль, углекислая известь, магний и др. минеральные вещества, но в таких незначительных количествах, что вода причисляется к индифферентным. Около Белокурихинских вод довольно много домов, построенных крестьянами для приезжающих больных. Источники были открыты в 1866 г., но благоустроенный вид и известность их созданы С. Гуляевым и Мамонтовым значительно позже. Из Старой Белокурихи тракт поворачивает на восток и, сделав несколько поворотов по долине между первыми сопками, вступает в гористую местность, направляясь в с. Алтайское, расположенное в широкой долине р. Каменки между невысокими, частью лесистыми, частью безлесными горами. Алтайское было до конца XVIII в. самым крайним южным пунктом русской колонизации на Алтае и главным торговым центром; это большое село (3 000 душ обоего пола, волостное правление и сельское училище); здесь имеется более десятка торговых заведений, оборот которых превышает 120 тыс. руб.; преобладающий тип торговли - мануфактурный. Среди населения развито кожевенное производство; техника выделки кож здесь доведена до относительного совершенства; выделывается замша. Между Бийском и с. Алтайским производится правильное еженедельное почтовое сообщение, но телеграфа нет. В Алтайском торговый алтайский путь разветвляется на три ветви – Уймонский, Чуйский тракты и дорогу на Улалу. Уймонский тракт из Алтайского направляется долиной р. Каменки на юго-запад лучшими хлебопахатными местами. Долина р. Каменки стеснена довольно крутыми, частью лесистыми горными склонами. Верстах в 8 от Алтайского в этой долине у крутого поворота речки близ тракта возвышается группа сланцевых скал, в которых слои сланца поставлены вертикально ("на головы"), вследствие чего скалы похожи на готическую постройку. Затем притоком Каменки р. Шумилихой тракт поднимается между рр. Каменкой и Песчаной. Здесь сосновый лес, раньше покрывавший склоны долины, сменяется лиственничным. На 25-й версте от Алтайского находится перевал, на котором стоит деревянная часовня. Довольно отлогий спуск вначале "еланями", а затем редким лесом направляется в д. Баранчу, расположенную при одноименной речке, а далее спускается в долину р. Песчаной, которой и достигает при с. Куеган. Минуя большие села Куеган и Тоурак (чистое, широкое село с хорошей церковью), дорога поднимается на значительный перевал между рр. Песчаной и Ануем, с которого открывается панорама на первые значительные, хотя еще и не снежные цепи Алтая – к западу на Абинский белок в виде шатра (в Бащалакских белках) и к югу – на Талицкие (или Ануйские) белки в виде хребта с выдающимся широким куполом среди других гор. На перевале среди лиственниц попадаются сланцевые скалы со стелющимся кедром. * * * –
 
Белявский Ф.Н., Семено-Тян-Шанский В.П. Русский Алтай // Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII – начала ХХ веков.– Барнаул, 2005.- С. 410-411.
 
Категория: История Алтайского района | Добавил: Tradiciy (31.05.2012)
Просмотров: 5408 | Комментарии: 16 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 EROplerfem  
0
Visitors to school can find many questionnaires lady of any age and nationality performing tantric massage in the city New York.

Masseuses are able not only to give pleasure in this way, but also to the strong semi-gentlemen. Specialists perform nuru a massage that will produce a male a vivid impression.
Prices for erotic massage depends on qualification Beauties and the skills that she possesses. Before making a choice, carefully study the prices for services and customer feedback about the work of one or another masseur specialist. We are sure that the search for a real professional masseur will be crowned with success and you will be satisfied with the quality of our services. Women are skilled workers in their field and they will help you relax after a hard day.

We have a massage parlour Midtown West. : <a href=https://lordbliss.com>4hands Massage New York </a>

Имя *:
Email *:
Код *: